Воскресенье, 28 апреля, 2024

«По следам героев»

Социально значимая программа (проект):
«По следам героев». Цикл городских познавательных игр, посвященных истории Камчатского края

Краеведение — основа воспитания патриотизма. Актуальность патриотического воспитания детей и молодежи состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Мы мало знаем об истории своего города, края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. Знание их прошлого, их славных традиций и обычаев особенно важно. Ведь в современном обществе дети стали больше предоставлены сами себе: телевизор, компьютер, смартфоны, планшеты и другие гаджеты заменяют живое общение с взрослыми. Погружаясь в некий виртуальный мир, мир Интернета, он-лайн игр, социальных сетей, дети, особенно в многодетных, неполных семьях, дети-сироты, часто лишенные родительского внимания, столкнувшиеся с целых рядом социальных проблем (мы достоверно можем это утверждать, основываясь на собственном опыте общения с детьми), отстраняются от реальности, становятся безразличными, теряют интерес к творчеству, образованию, изучению истории родного края, своему наследию.
Теряя ценные связи, семьи перестают быть целостными, едиными, семья, как институт приходит к своему упадку, что негативно сказывается на российском обществе в целом, чего в нынешней ситуации, в условиях колоссального политического давления оказываемого сейчас на Россию, учитывая попытки расколоть наше общество изнутри, никак нельзя допускать.
Необходимость реализации проекта также обусловлена низким уровнем популяризации исторического и культурного наследия России в Камчатском крае, малым количеством мероприятий, посвященных истории края, их узкой специализацией (проведение на базе учреждений дополнительного образования игр по брейн-рингу среди школьных команд, викторины для школьников), не затрагивающих аспекты семейного воспитания, отсутствием тематических мероприятий с участием семейных команд. Популяризация, а точнее сказать, изучение исторического наследия происходит исключительно на уровне школьного образования, соответствующих акультетов ВУЗов, и практически не затрагивает широкие слои населения.

Основные цели и задачи проекта

Цели проекта: возрождение в современных детях утраченного национального достоинства, гордости за свою Родину, сохранение нравственно-патриотического здоровья детей и молодежи, приобщение их к родной природе, своему дому, к истории и культуре города и края, популяризация исторического и культурного наследия России.
Основные задачи проекта:
— интерактивное изучение истории, культуры, природо-экологического своеобразия региона;
— внедрение новых игровых форм краеведческой работы;
— формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и
социально значимых качеств детей и молодежи;
— укрепление семейных связей, связи поколений.

Описание проекта

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства – именно это необходимо каждому человеку.
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это – совокупность наследства, оставленного нам предками. Это – живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства природы, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов, опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Современное краеведение предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Чтобы превратить ребенка, подростка в активного и заинтересованного участника образовательного, воспитательного процесса, необходимо его содержание связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа?
Семьям сегодня, как никогда, нужно то, что способно их объединить. Совместное изучение истории родного края в познавательно-развлекательной форме, в форме семейного досуга, игры позволит укрепить любовь в семье, привить, возродить любовь к родному краю, своей стране, любовь, которая, по своей сути, для каждого из нас неразделима.
Игра – это основной способ для ребенка познать окружающий мир, выстроить взаимоотношения с другими детьми, получить необходимые знания, навыки и умения, отдохнуть и развлечься. Конечно, жизнь не стоит на месте, и современные дети отличаются от детей 20, или, тем более, 50 лет назад, и предъявляют к играм немного иные требования.
Современные формы активного городского отдыха позволят их удовлетворить. Участвуя в познавательных тематических играх на территории города, исторических «квестах», посещая места знаменательных для нашего края событий, «встречая» исторических персонажей, героев – участников второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг., Обороны Петропавловска 1854 г., или Курильского десанта 1945 г. других эпохальных событий, выполняя интересные задания, дети смогут стать частью «живой» истории, ощутить переживания, тех, кто открывал, изучал, или защищал наш край. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих
рядом, или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты – их историческое продолжение, значит ты – частица истории края, частица истории страны.
Игры для семейных команд будут организованы на соревновательной основе, а для выполнения заданий в игровых точках —  местах знаменательных событий, расположенных в историческом центре города, в пешей доступности, детям и их родителям потребуется показать свои знания по истории родного края. Помощь в выполнении заданий будут оказывать герои, ставшие частью исторического и культурного наследия России — Витус Беринг, Георг Стеллер, Василий Завойко, Дмитрий Максутов и другие, роль которых исполнят волонтеры и участники проекта.
При реализации проекта будет использован ресурс постоянно действующих при организации клубов: патриотическо-исторический клуб «Партизан» и клуб ролевого и исторического моделирования «Шелест», а также творческой реставрационной мастерской «КамМод» при благотворительном магазине «Территория добра». В проекте примут участие члены Городского Совета старшеклассников, педагоги, учителя истории общеобразовательных учреждений, будут использованы знания и опыт специалистов КГБУ «Камчатский краевой
объединенный музей».
Запрашиваемых и дополнительно привлеченных средств достаточно для реализации всех запланированных мероприятий, в том числе:
— приобретения необходимого для технического обеспечения тематических игр оборудования, компьютерной техники с возможностью выхода в интернет,
— изготовления творческой мастерской костюмов исторических персонажей, роли которых будут исполнять привлеченные волонтеры,
— изготовления необходимого по сюжету игры инвентаря,
— оплаты труда кураторов проекта, силами которых будут подготовлены сценарии, проведены презентации и организационная подготовка, осуществлены контроль за проведением игр, подведение итогов и мониторинг результатов,
— оплаты коммунальных платежей за помещение, в котором будет размещен штаб, будут храниться инвентарь и костюмы,
— оплаты расходов на создание и техническую поддержку сайта проекта.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта

Снижена острота обозначенных социальных проблем: налажено живое общение в семьях с детьми, повысился уровень заинтересованности широкой аудитории в изучении истории края, исторического и культурного наследия России, в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Сформирована необходимая материально-техническая база, проект обеспечен квалифицированными кадрами и перспективами дальнейшего продолжения, познавательные игры, историческая тематика проекта неоднократно освещены в сети Интернет и СМИ (не менее 8-ми показов, не менее 20 публикаций). Создана и отлажена система проведения познавательных тематических игр, посвященных истории Камчатского края, внедрена новая игровая форма краеведческой работы с детьми и молодежью. Проведено не менее 5-ти
тематических игр на территории г. Петропавловска-Камчатского. Не менее 20-ти семей, в первую очередь – многодетных, неполных и приемных, приняли участие в играх.
Охвачено не менее 300 учащихся образовательных учреждений. Дети получили знания по истории родного края в легкой познавательной форме, вовлекли в игровой, воспитательный процесс своих родителей, их знакомых, всех неравнодушных жителей. Привлечены волонтеры из числа активной молодежи, члены общественных организаций,
педагоги образовательных учреждений, специалисты по истории края.
Общая аудитория проекта – не менее 1000 человек.